Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 05:34

Наши дети

Меню сайта
Разделы
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Ребенок от 1 до 3

Второй год жизни ребенка - первое полугодие
Вашему малышу исполнился год. "Самое страшное - позади", - поздравляют вас друзья и родственники. Да вы и сами так думаете. Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играется. "Теперь будет легче", успокаивают вас. И действительно, на первый взгляд, ваша работа вроде бы и облегчается. Но это только на первый взгляд...
Физическое развитие

На втором году жизни малыша темпы его роста несколько замедляются - своего активного развития требует уже умственная сфера. Что касается увеличения массы тела, то этот показатель в среднем достигает 30-50 г за неделю или около 1-1,5 кг за полугодие. Вспомним, что за весь первый год малыш приобрел в массе до 7 кг! Иногда вашу тревогу может вызывать тот факт, что за месяц малыш "совсем" не "набрал массы". Если ваш ребенок - "сгусток энергии", то своей подвижностью, резвостью, игривостью он, безусловно "расплачивается" и тем количеством энергии, которое закладывается для увеличения массы тела. Ничего патологического в этом не ищите. Время догонит свое. И масса тела, особенно ее увеличение с месяца в месяц, не имеет такого существенного значения, если малыш чувствует себя хорошо, интересуется окружением, "растет" в психологическом и социальном планах, хорошо ест и спокойно спит.

Рост малыша увеличивается за первое полугодие второго года жизни на 3-5 см, причем теперь этот процесс постепенно замедляется. Иногда на протяжении нескольких месяцев его показатель может не изменяться, что также соответствует индивидуальному темпу развития вашего малыша. Иногда родители спрашивают, не маловато ли белковой еды получает ребенок, поскольку он "почему-то" не растет. Если вы кормите малыша согласно его возрастным потребностям (об этом можете узнать у своего врача), то здесь дело не в питании, а в наследственности. Очевидно и вы, будучи таким же ребенком, имели похожие темпы роста. Да и рост родителей также бывает разным. Поэтому, казалось бы, малыши одного возраста, а уже со своими особенностями в росте.

Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, вместе с весом и ростом специалисты всегда оценивают и пропорциональность тела. Например, считается, что окружность груди является большей от окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем меньше ребенок, тем большая у него голова и более короткие конечности. И действительно, давайте обратим внимание: едва лишь ребенок поднимается на ноги, тело его сразу кажется непропорциональным - с большой головой, плохо развитыми ручками, кривенькими ножками, узенькими плечиками и грудью и большим животиком. Но успокойтесь, этот "гадкий утенок" у вас на глазах, вместе с приобретением навыков ходьбы, постепенно "расцветет". Через год-два тренировок в хождении ситуация существенно изменится: фигура станет достаточно стройной, с относительно длинными ногами и руками, коротким туловищем и пропорциональной головкой.

Но есть в этом периоде жизни и свои трудности. Малыш, который научился ходить, бегать и преодолевать препятствия, со свойственным человеку любопытством может попасть в разные опасные ситуации. Если вы оставите табуретку возле тумбочки с телевизором, он может забраться не только на табуретку, но и на телевизор. Когда забудете переносную лестницу возле полки с книгами, малыш может подняться и на нее, конечно, подвергая себя опасности не только падения с высоты, но и нервного стресса от внезапного испуга. Поэтому не оставляйте ребенка в одиночестве, особенно в таком возрасте.
Позаботьтесь о здоровье

На втором, а активнее всего третьем году жизни происходит окостенение позвоночника и конечностей, хотя в полном объеме этот процесс занимает более длительный период. Но уже с раннего возраста, начиная с двухлетнего возраста, необходимо следить за осанкой детей, достаточным объемом их движений.

У однолетнего ребенка проходит совершенствование сердечнососудистой и дыхательной систем, в частности, замедляется частота пульса (от 140-160, как было у новорожденных, до 120-125 ударов за минуту), увеличивается объем крови, которая выбрасывается из сердца с одним сокращением, расширяется объем легких и замедляется частота дыхания (в норме частота дыхания в возрасте 1-1,5 года составляет 30-35 дыхательных движений за минуту). Такое постепенное совершенствование систем организма одновременно приводит и к вероятности легкого нарушения функций.

Много забот приносит родителям и прорезывание зубов. До одного года у малыша появляется обычно 8 зубов, до года с половиной их количество удваивается - добавляется 4 резца и 4 коренных, а до двух лет добавляется еще 4 передних зуба. Полностью прорезывание так называемых молочных зубов завершается лишь в 2,5 года. Обычно дети переносят этот процесс болезненно, с расстройствами сна, нарушением аппетита, становятся капризными. И здесь нужно быть особенно деликатным и выдержанным, перетерпеть эти пару дней, пока боль не стихнет. Можно также порекомендовать, только, конечно, если малыш способен это выполнить, полоскание полости рта теплым раствором шалфея. Если не помочь ребенку в эти тяжелые дни, а наоборот, кричать, стыдить и наказывать за капризы и плач, то расстройства сна и аппетита могут стать у него постоянными и даже перерасти в нервные заболевания.

Необходимо учитывать некоторые особенности возраста однолетнего ребенка. С одной стороны, малыш уже тянется к самостоятельности, а с другой - как бы осознает свою полную зависимость от взрослых, в первую очередь, от матери. Поэтому часто могут возникать даже казусы. Например, ребенок только что по требованию мамы выполнил те или иные действия, но когда с такой же просьбой обращается к нему незнакомый человек, у малыша ничего не получается. Он еще чрезвычайно тесно связан со своими воспитателями, то есть с вами. Но такое будет продолжаться недолго.
"Ложку за папу, ложку за маму..."

Питание в возрасте от года до полутора также имеет некоторые особенности. Чем они обусловлены? У малыша после первого года жизни происходит последующее развитие и совершенствование центральной нервной системы, все разнообразнее становятся вкусовые восприятия. Своего развития достигает вторая сигнальная система, поэтому у ребенка уже может формироваться рефлекторная фаза секреции желудочного сока (на запах пищи). Наличие зубов также "помогает" разнообразить меню. Развитие жевания позволяет вашему малышу осуществить и гимнастику для челюстей, и наслаждение для желудка.

К году с половиной режим питания, то есть количество приемов еды, остается таким же, как и во втором полугодии жизни - 5 раз. Суточный объем еды для детей от 1 до 1,5 года составляет в среднем 1000-1200 мл.

Что же касается разделения суточного рациона на протяжении дня, здесь также есть свои особенности. При пятикратном питании малыша пища по калорийности (то есть энергетической ценности, которую она несет) должна распределяться следующим образом: первый завтрак - 20%, второй завтрак - 10-15%, обед - 30-35%, полдник - 10-15%, ужин - 20%.

Практически, малыш может есть все, что и взрослые члены семьи. Постепенно переходите в питании малыша от употребления перетертых продуктов к еде кусочками. Наступило время предоставить преимущество сырым, не протертым овощам и фруктам. Острые и экстрактные вещества (майонез, кетчуп, чеснок, лук, редиска, петрушка и т.п.) также вводите в питание постепенно, в небольших количествах, чтобы не вызывать отвращения к этим продуктам. Да, есть люди, которым с детства не понравился, скажем, лук, и они "обходят" его всю жизнь. Желательно ограничить употребление сладостей (конфеты, шоколад, мороженое) и мучных изделий. Хотя сахар является необходимым в питании ребенка, но его количество не должно превышать 50 г в сутки. Всем известно, что избыточное употребление сахара приводит к снижению аппетита и способствует в последующем развитию паратрофии и ожирения. Из кондитерских изделий можно предложить малышу мармелад, повидло, варение или фруктовые карамельки. Если ребенок хорошо переносит мед, давайте понемножку и его. Но запомните, что кондитерских изделий ребенку стоит употреблять не больше 10-15 г в сутки. И лучше всего их давать как приправы к кашам, запеканкам, блинам и т.п. Не приучайте ребенка к сладостям! Поговорите со своими друзьями и родственниками, чтобы они не приходили к вам в гости с конфетами или шоколадом для малыша. Шоколад и шоколадные конфеты не только не очень полезны, а просто вредны для детей раннего возраста (до трех лет жизни). Они не только аллергизируют малышей, но и вызывают возбуждение нервной системы - дети становятся раздражительными, плохо спят, капризничают. Лучше принимать в подарок фрукты или какую-нибудь интересную игрушку.

Что касается мучных изделий, - предоставляйте преимущество хлебу из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Именно такие продукты особенно богаты на витамины группы В и растительные белки.

Старайтесь, чтобы малыш приучился есть сам, пользуясь ложкой, вилкой и чашкой, умел самостоятельно сидеть за столом, хоть и в специальном креслице.

Уже в это время могут появиться капризы, связанные с едой. Чтобы их избежать, не стоит фиксировать внимание ребенка на том, что он не съел, например, порции каши. Лучше заменить ее другим блюдом.

Попытки преувеличить возможности ребенка, принуждая съедать всю порцию еды, положенную ему на тарелку, определенную по вашему личному решению, часто приводят лишь к нервному срыву, появлению невротического заболевания - анорексии (отказы от еды), которое впоследствии неблагоприятно отразится на развитии высшей нервной деятельности с возникновением расстройств сна.
Спи, мой маленький, спи...

У однолетнего ребенка ночной сон должен составлять 10-12 часов. Кроме того, в течение первого полугодия некоторые дети нуждаются во сне еще два раза в день по 1,5-2 часа.

Много родителей сталкивается с проблемой вечернего засыпания - дети укладываются спать иногда лишь после прикрикивания на них, часто они возбуждены и не могут сразу заснуть. Здесь ученые предлагают следующую схему. Необходимо выработать свой "ритуал" подготовки ко сну: сначала это гигиенические мероприятия, потом - переодевание в ночную одежду, особенный разговор с малышом и, наконец, желание ему "Спокойной ночи". После этого малыш должен привыкнуть, что вы отойдете от его кроватки и пойдете в свою комнату. В случае необходимости, этот "ритуал" повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Можно также проявить свою инициативу, напевать под собственную мелодию лучшие детские стихотворения. Это не только помогает спокойному засыпанию, но и снабжает ребенка информацией для осмысления жизни.
Посеешь привычку - пожнешь характер

В раннем возрасте, который длится от года до трех, в психике ребенка закладывается основной фундамент будущего "умного" существования. И все это будет происходить при вашей существенной помощи. Именно через взрослых малыш открывает для себя весь окружающий мир, учится общаться, познает новые вещи и людей, начинает осознавать свое собственное "я". В этом возрасте формируются первые симпатии к другим, способность любить, доверять. Иногда появляются проявления самостоятельности, настойчивости, а то и упрямства. Такому росту и расширению сферы познания малыш обязан... ходьбе. Ведь перед ним открылся целый мир. Замкнутое пространство кроватки уже не ограничивает его, а все вокруг такое интересное и новое!

Если вы решили начать воспитание малыша, то приготовьтесь, что иногда вас будет ожидать разочарование, только вы ни в коем случае не раздражайтесь. У вашего ребенка доминирующая роль познания реализуется через зрение. Скажем, если вы попросите малыша подать вам определенную вещь, которая находится достаточно вдалеке от него, то он сначала обязательно пошагает в направлении, которое вы указали. Но если вдруг на траектории движения появится что-то другое "любопытное", то это непременно отвлечет внимание ребенка. Он переключается на новую доминанту, и ваша просьба сразу забывается. Это нормально! И не считайте такую ситуацию дефектом воспитания или проявлением непослушания. Все будет прекрасно, только немного позже.

Еще один момент, который всегда тревожит родителей, - капризность ребенка. Интересуясь всем на свете, малыш путешествует по вашему дому и вдруг замечает, что почему-то в одну комнату его не пускают. Какая реакция? Вероятно, сначала это будет попытка все же туда попасть - силой отворить двери. Если это не срабатывает, тогда - требовательный крик. Не помогло. Дальше следуют плач, шумиха, а временами и настоящая истерика. Как будем вести себя? Одни родители (или бабушки с дедушками, что бывает чаще) бросаются к запрещенному уголку и открывают ребенку пространство для освоения. Другие - настаивают на своем, не пуская малыша. Как поступить лучше? Решать вам конкретно в своей семье. Но, наверное, не стоит воспитывать в собственном доме тирана. Малыш должен знать, что есть границы дозволенного. Только никогда не применяйте силу. Лучше воспользуйтесь способностью ребенка переключаться, попробуйте отвлечь внимание от запрещенного места.

Понимают однолетние дети и необходимость навыков гигиены. Их уже можно приучать к горшку, но делать это нужно спокойно, ненавязчиво. Главное, чтобы ребенок правильно воспринимал ваши требования. Он уже и сам начинает предчувствовать наступление этих потребностей. Сначала весь напрягается, словно застывая в одной позе, лицо может краснеть или, напротив, бледнеть, часто дети начинают плакать, говоря, что они хотят "пи-пи" или "кака". И не всегда поначалу им удается удержаться. Это необходимо учитывать и не наказывать малыша за первые неудачи. Важно, чтоб он чувствовал наступление потребности в мочеиспускании или опорожнении, ведь иногда сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки у детей формируются с опозданием, следовательно, появление навыков также запаздывает. До 2,5 лет такое запаздывание не должно волновать родителей.
Поговори со мной

Ваш малыш уже привык к тому, что вы много и часто разговариваете с ним. После того, как ему исполнился год, каждое ваше слово, каждая фраза, сказанная вами, приобретают особое значение. Ведь именно период от одного до трех лет является определяющим для всего последующего психического развития ребенка, а особенно - развития речи. Если в этот период малыш не будет слышать родного языка, не будет иметь возможности практиковаться в произнесении сначала отдельных слов, фраз, а позже - небольших предложений, то в дальнейшем это может проявиться трудностями в школьной учебе.

Ребенок уже знает отдельные слова. Называет вещи своими именами. У него формируется словарь понятий. Причем, из огромного количества значений одного слова он выбирает далеко не все, а лишь отдельные свойства, наиболее характерные для данного предмета, чаще всего те, с которыми впервые познакомился (например, собака - это только Бобик, который живет дома, и никакой другой). Только когда малыш будет намного старше, он выучит и поймет, что собака - это животное на четырех лапах, мохнатое, которое умеет гавкать и т.п. Причем, таким словом можно называть всех похожих животных.

Ребенок имеет уже большой опыт познания мира: достаточно четкие представления о родителях, еде, окружающем мире, игрушках. Он последовательно учится связывать образ предмета с определенным сочетанием звуков, которые неоднократно произносят родители. Поэтому очень важно, чтобы родители, разговаривая со своим ребенком, употребляли слова так, как принято в литературном языке. "Детский язык" и ласкательно уменьшенные названия наподобие "биби", вместо "машина", "цаца", а не "игрушка", что употребляются родителями, во-первых, не облегчают малышу понимания сказанного (как иногда ошибочно считается), а во-вторых, - препятствуют формированию активного, правильного словаря ребенка, которым придется общаться с другими людьми. Ведь, овладевая языком, малыш изучает полностью новые для себя слова и позже, если он усвоит именно такие названия предметов, его придется переучивать. 

И так ребенок в этом возрасте знает в среднем от 30-40 до 100 слов, но употребляет их достаточно редко. Малыш уже достаточно хорошо понимает язык взрослых. После года с половиной резко растет объем его как активного, так и пассивного словаря. До двух лет ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы, свои и чужие действия. Однолетним детям для их языкового и интеллектуального развития уже можно показывать рисунки несложного содержания, приучать к осмыслению ситуаций, изображенных на них, к выражению словесно их прямого и скрытого значения.

Категория: Ребенок от 1 до 3 | Добавил: alekp (26.10.2009)
Просмотров: 2550 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Реклама:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz